Регистрация товарного знака

Товарный знак представляет собой определенное условное обозначение. Таким условным обозначением может быть логотип, название, форма бутылки и иной емкости, мелодия и звуки, запах и т.д. Главное, чтобы это условное обозначение позволяло потребителю отличать данный товар одного производителя от однородных товаров других лиц.


Способность условного обозначения различать однородные товары и услуги разных лиц называют различительной способностью. Различительная способность – основное свойство товарного знака.


В экономической и юридической литературе указывается на две функции товарного знака: рекламную и защитную. Рекламная функция означает, что товарный знак выделяет товар из аналогичных, привлекает внимание потребителей и способствует в последующем неоднократному и осознанному выбору со стороны покупателей именно этого товара. Он помогает ориентироваться среди однородных товаров и услуг различных фирм, узнавать и приобретать те товары и услуги, которые соответствуют их вкусам, предпочтениям, желаниям, представлениям, потребностям. Во всем мире стоимость “анонимных” товаров на порядок ниже, чем маркированных. Защитная функция означает, что права на товарный знак позволяют препятствовать дискредитации товара в глазах потребителя из-за введения в хозяйственный оборот другими лицами похожих по внешнему виду товаров, но худших по качеству.


Возможность индивидуализировать свои товары, работы и услуги с помощью товарных знаков обеспечивается путем гарантии производителю со стороны государства исключительного права на использование товарного знака. Сходство механизма охраны товарных знаков и результатов творчества и обуславливает объединение относящихся к ним норм в одной подотрасли права – права интеллектуальной собственности.


Важно отметить, что поскольку товарный знак призван отличать однородные товары разных производителей, то и охрану он получает в отношении определенных товаров, работ и услуг, которые и составляют объем охраны товарного знака. Перечень товаров и услуг изначально определяется заявителем, его воля при установлении объема притязаний ничем не ограничивается. Единственная обязанность – использовать установленные Международной классификацией товаров и услуг (далее – МКТУ) термины-названия товаров и услуг. В соответствии с МКТУ все товары и услуги разбиты на 45 классов на основании принципа однородности. В процессе экспертизы заявителю может быть отказано в предоставлении охраны по части товарам (например, в связи с наличием тождественных или сходных товарных знаков других заявителей или правообладателей, если в заявке/свидетельстве у них указаны однородные товары, или в связи с неудовлетворении критериям охраноспособности в отношении некоторых товаров и услуг и т.д.).


В настоящее время основным источником правовым норм, которые обеспечивают охрану товарных знаков в России, является Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».


В отличие от некоторых стран (например, США) факт начала использования товарного знака не является по российскому законодательству основанием для возникновения правовой охраны. Она возникает вследствие:

1) государственной регистрации товарного знака в Государственном Реестре товарных знаков Российской Федерации

2) международной регистрации товарного знака в Международном реестре (с указанием России в качестве страны, где испрашивается охрана)

3) признания товарного знака общеизвестным


В Законе РФ о товарных знаках указаны причины, по которым товарный знак не может быть зарегистрирован (ст. 6 и 7). Все их можно разбить на три группы:

1) Обозначение не способно выполнять функцию товарного знака (индивидуализировать товары, различать однородные товары разных лиц) в силу своей внешней невыразительности, описательности характеристик самих товаров, активного использования многими производителями

2) Обозначение (его регистрация) является ложным или способным ввести в заблуждение, нарушает общественные интересы, принципы гуманности и морали,

3) Регистрация товарного знака приведет к нарушению прав третьих лиц


В настоящее время регистрацию товарных знаков осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Перед тем, как зарегистрировать товарный знак, Федеральная служба в лице подведомственного ей Федерального института промышленной собственности проводит экспертизу заявленного обозначения.


Признание обозначения общеизвестным товарным знаком осуществляет Палата по патентным спорам при этой Федеральной службе.


Определения и понятия товарного знака


Использование товарного знака
– применение его на товарах, для которых он зарегистрирован (и/или на их упаковке) правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора, а также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в России, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на самих товарах (и/или на их упаковке).


Коллективный знак
– товарный знак, зарегистрированный на созданное в соответствии с законодательством России объединение лиц и предназначенный для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающими едиными качественными или иными общими характеристиками.


Общеизвестный товарный знак
– зарегистрированное или незарегистрированное в качестве товарного знака обозначение, которое в результате его интенсивного использования стало на определенную дату широко известным в России среди соответствующих групп потребителей в отношении товаров конкретного лица.


Однородные товары
– товары, при маркировке которых одинаковыми или сходными до степени смешения обозначениями будет существовать принципиальная возможность возникновения и потребителей представления, что они произведены одним лицом.


Охраноспособность
– удовлетворение обозначения всем требованиям, необходимым для получения правовой охраны (исключительного права на его использование) конкретным лицом в отношении конкретных товаров.


Письмо-согласие
(профессиональный сленг) – согласие правообладателя на регистрацию третьим лицом товарного знака, сходного до степени с смешения с его товарным знаком, в отношении однородных товаров.


Правообладатель
– лицо (юридическое лицо или предприниматель), которое обладает исключительным правом на товарный знак.


Предупредительная маркировка
– проставляемое рядом с зарегистрированным товарным знаком предупреждение в виде буквы «R”, символа ®, словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», которое указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.


Приоритет
– преимущественное право заявителя на охраны товарного знака по отношению к другому заявителю, обусловленное более ранней датой совершения действия, предусмотренного Законом РФ о товарных знаках.


Приоритетная справка
(профессиональный сленг) – решение формальной экспертизы о принятии заявки к рассмотрению по существу.


Свидетельство на товарный знак
– документ, удостоверяющий приоритет зарегистрированного в национальном Реестре товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении указанных товаров.


Сходство обозначений до степени смешения
– такая степень сходства двух обозначений (товарных знаков), при которой потребители путают их между собой. В соответствии с подзаконными актами «одно обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия».


Товарный знак
– обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Заказать звонок